Заградительные ввозные пошлины: история и актуальность
Таможенные пошлины на ввоз автомобилей всегда вызывали споры и недовольства. Кто-то возмущается невозможностью дешево ввезти автомобиль, другие говорят о поддержке внутреннего производства, а третьи просто разочарованы стоимостью ввоза редких машин, которых в стране не найти. Сегодня мы вспомним, когда в России появились ввозные пошлины, почему они стали заградительными и оправданы ли они сегодня.
Истоки: от советских Жигулей к иномаркам
В 90-х годах, когда "железный занавес" пал, поток автомобилей, как отечественных, так и зарубежных, хлынул в Россию. В 1993 году, например, автомобили составляли 10% от всего импорта. Государство быстро осознало, что это отличный источник дохода. В то же время российские автозаводы чувствовали давление от конкуренции с иностранными машинами, поскольку даже подержанные иномарки часто оказывались предпочтительнее новых отечественных моделей.
В начале 90-х годов тема подержанных автомобилей иностранного производства была актуальной и популярной
В декабре 1993 года правительство РФ приняло постановление, согласно которому граждане могли беспошлинно ввозить одну машину в год при условии, что ее не продадут в течение двух лет. Однако иномарки с двигателем объемом более 1800 кубиков облагались пошлиной – 5 ЭКЮ за каждый кубический сантиметр, что приравнивалось к примерно 1 доллару США в те времена.
Рост и развитие пошлин
В 90-х годах ввоз иномарок оброс пошлинами и налогами, что делало покупку зарубежного автомобиля достаточно дорогим удовольствием. Например, в 1999 году совокупный размер платежей при ввозе автомобиля достигал 65% от его стоимости, а в 2003 году единый таможенный платеж установился на уровне 48% для физических лиц.
Российские автопроизводители стремились защитить свои позиции на рынке с помощью пошлин
С одной стороны, такие меры поддерживали отечественные автозаводы, но с другой – создавали дополнительное бремя для тех, кто хотел приобрести качественный автомобиль. Государство также внедрило пошлины на ввоз комплектующих и кузовов, чтобы стимулировать полные производственные циклы внутри страны.
Новые вызовы: 2000-е и далее
В начале 2000-х правительство подписало несколько соглашений с иностранными автопроизводителями, такими как Renault и Ford, что позволило построить заводы в Москве и Всеволожске. Однако кризис 2008 года значительно повлиял на автомобильный рынок, что вынудило правительство временно обнулить пошлины на ввоз комплектующих для промышленных целей.
Lada Vesta стала одной из лучших моделей, выпущенных АвтоВАЗом
События 2022 года также серьезно осложнили ситуацию. Иностранные автопроизводители начали покидать Россию, что серьезно сказалось на производственных мощностях АвтоВАЗа. Уход Renault фактически оставил завод без ключевых компонентов и заставил пересмотреть дальнейшие планы.
Будущее рынка
Сегодня вопрос оправданности заградительных пошлин остается актуальным. В условиях экономической нестабильности и внешнего давления отмена или снижение пошлин может стать стимулом для развития рынка. Однако государство не поддерживает эту идею, предпочитая сохранять пошлины для защиты отечественного производства.
Современные "Москвичи" — это уже совсем другие автомобили, часто иностранного производства
Хотя будущее отечественного автопрома выглядит неопределенно, возможно, стоит рассмотреть меры по снижению пошлин и поддержке импортных комплектующих, чтобы сделать автомобили более доступными и разнообразными для россиян.