Полуавтоматическая коробка передач Saxomat: особенности и принцип работы

 

Центробежное сцепление, применяемое в скутерах и газонокосилках, в автомобильных системах? Это вовсе не бред, а реально работающая система, установленная на серийные автомобили. Эти полуавтоматические коробки передач заслужили свою долю популярности и до сих пор имеют потенциальные применения.
 

Saxomat, Olymat, Hycomat и их аналоги

Классическая трёхпедальная схема автомобиля с ручной КП– одна из самых простых и доступных. Основной её недостаток – потребность управления тремя педалями одновременно, что может быть сложно для начинающих водителей. Из-за этого инженеры стремились создать системы, упрощающие этот процесс, в том числе полуавтоматические коробки передач. Одной из таких систем является Saxomat, разработанная в Европе.

В 1956 году компания Sachs, ныне часть ZF, представила систему Saxomat, предназначенную для легковых автомобилей. Машины с Saxomat имели только две педали: газ и тормоз. Переключение передач осуществлялось вручную, а за сцепление отвечал центробежный механизм, работающий в зависимости от оборотов двигателя. Эта технология использовалась в 60-х годах на множестве европейских моделей, таких как Volkswagen, Opel, BMW, Saab, Fiat и Lancia.

Принцип работы Saxomat

Сцепление с педальным выжимом в обычно включенном состоянии передает крутящий момент при отпущенной педали. В системе Saxomat сцепление выключено при выключенном двигателе или на холостых оборотах. Оно включается при увеличении оборотов двигателя выше холостых, за счет действия центробежного механизма. Для принудительного выключения сцепления применяется вакуумный сервопривод, аналогичный вакуумному усилителю тормозов.

Зачем нужны два механизма управления сцеплением?

Двойное управление сцеплением применяется по двум причинам. Во-первых, для быстрого переключения передач на скорости. Во-вторых, потому что машины того времени имели карбюраторы. Введение вакуумного привода решает проблему на высоких прогревочных оборотах.

Такой подход позволяет наслаждаться автоматическими возможностями сцепления и плавным стартом, обеспечивая корректную работу при различных эксплуатационных условиях.

Две педали в Volkswagen Beetle Saxomat 1965 года

Эволюция и современное применение

Сегодня много автомобилей оснащены роботизированными коробками передач, где механическая часть управляется сервоприводами. Saxomat предвосхитил эту концепцию, автоматизируя сцепление, но оставляя переключение передач вручную. Современные аналоги, такие как Hyundai iMT, продолжают эту идею на новых технических платформах.

iMT – это механическая коробка передач, но без педали сцепления. Водитель управляет сцеплением с помощью кнопки на рычаге переключения передач, а автоматизированный электропривод выполняет всю работу. Такая система обеспечивает плавность и точность переключения передач в зависимости от текущих условий движения.

Hyundai Venue 2019–н.в.